Ложь сопровождает нас повсеместно. Кто-то обманывает в мелочах, а кто-то по крупному. Рекламные кампании, информационные «утки» в СМИ, самообман – у лжи много форм и разновидностей. Давайте разберем несколько конкретных примеров обмана потребителя и то, как необходимо действовать в том или ином случае.

В погоне за дешевизной

Желая сэкономить, помните народную мудрость «скупой платит дважды». Обман и мошенничество могут быть замаскированы под броским заголовком, таким как «Дисконт из Европы» или «Всё по 100 рублей». При этом вам предложат дешевый товар, реальная стоимость которого в несколько раз ниже заявленной суммы.

Также сегодня довольно часто можно встретить и обман такого плана. Вы выбираете в салоне связи сотовый телефон. В этот момент к вам подходит незнакомец потрепанного вида и с растворенными и «честными» глазами просит вас купить телефон (смартфон, КПК и т.п.) за стоимость в несколько раз ниже рыночной, ссылаясь на затруднительное положение, в которое он попал (тут история зависит от фантазии незнакомца и может быть очень душещипательной). Приобретая навороченный гаджет по «смешной» цене, уже дома вы обнаружите, что это «серое» китайское устройство, которое сломается у вас в течение ближайшего времени. К тому же без гарантии. Иначе говоря, вы купили – фейк (подделку под бренд).

Как быть? Покупать товар только на проверенных торговых точках. Приобретать товары массового спроса только по дисконтным акциям крупных торговых сетей (для привлечения покупателей они могут себе позволить сбыть довольно качественный товар с минимальной «накруткой» или даже по себестоимости). При сомнениях в качестве и соответствии заявленному на этикетке бренду требовать сертификаты качества на продукцию и гарантийный талон в случае приобретения товаров долгого пользования (телефоны, техника и т.п.). Не покупать технику с рук, особенно у незнакомцев.

Всё по полочкам

Мерчендайзеры. Люди этой профессии являются ценными сотрудниками для руководителей торговых точек. От того как разложен товар ощутимо зависит выручка. Но мы с вами должны учесть, что играем по разные стороны поля. Задача продавца – подороже продать, наша напротив – сэкономить.

Что делать? Внимательно смотреть на ценники, сроки годности продукции, а также чаще смотреть на товары, расположенные на нижних полках, либо наверху.

А я и не знал…

Этот обман практикуют компании сотовой связи. Вы приобретаете SIM-карту, а в придачу вам автоматически подключается какая-либо услуга. Либо это sms-уведомления о пропущенных вызовах, либо «приятная» мелодия, которую слышат вместо гудков те, кто ожидает, когда вы возьмете трубку. Услуги бесплатны только первые несколько месяцев. Затем вам приходит sms-уведомление о том, что услуга становится платной и для её отключения нужно нажать определенное «магическое» сочетание цифр. Большинство из нас не замечает это сообщение и продолжает пользоваться. За услугу ежедневно в 0.00 часов списывается абонентская плата. Опять же мало кто проверяет свой баланс постоянно и потому не замечает нескольких списанных рублей. А между тем, за месяц набегает довольно большая сумма. А в год это уже более 1000 рублей!

Что делать? Отстаивать свои права. Это нужно делать не в устной форме – ругани с девушками-операторами службы поддержки, а в письменной. Это вам скажет любой юрист. Напишите претензию оператору связи, в которой изложите все обстоятельства вашей ситуации. На грамотное письменное обращение любая, даже самая бюрократизированная организация, обязана отреагировать. И не нужно думать, что ваши действия ничего не изменят. Возврат денежных средств вполне реален. А речь, как говорилось выше, порой, идет о довольно значимых денежных суммах.

Ничего святого

Еще один вид обмана играет на наших чувствах. Грязный и бедно одетый ребенок просит у вас денег на хлеб, либо человек с плакатом «Требуются средства на операцию».

Что делать? Помочь нуждающимся можно иными способами. Обратитесь в общественные некоммерческое организации, благотворительные фонды (Например, Чайковский фонд "Достижение"). 

Также в последнее время стали обыденными случаи мошенничества по телефону. Жертвами "обманщиков" становятся в основном пенсионеры. Поколение наших бабушек привыкло доверять и помогать людям. В одном из последних случаев, который произошел в Чайковском, пенсионерка отдала злоумышленникам 550 000 рублей.

Если вас обманули, не теряйте надежды и действуйте для того, чтобы наказать обидчиков. Но действуйте юридически грамотно. Пишите жалобы в инстанции: ОМВД, Роспотребнадзор, УФАС и т.п. Только наша с вами активность может противостоять произволу.


Васильева Наталья