Музыка с древних времён играет особую роль в жизни человека. Она может лечить нас от болезней. Она ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Но главное, музыкой можно влиять на наше эмоциональное самочувствие. А ведь ребёнок дошкольного возраста – сама эмоция, и потому значение его встречи с хорошей музыкой трудно переоценить. Музыка способствует становлению познавательной и нравственной сфер, развивает способность к творчеству.

Однако наши дети живут и развиваются в непростых современных условиях музыкального социума. Чаще всего они слышат жёсткие ритмы современного рока или поп-музыки: сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, «попадают» в область подсознания, таким образом оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние ребёнка, разрушая его интеллект, личность и душу.

Как же в раннем и дошкольном детстве, в самый благоприятный период для развития музыкальных способностей, приобщать детей к подлинным эстетическим ценностям? Об этом мы побеседуем с Надеждой Дьяковой, учителем музыки не только по образованию, но и по душе.

- Какое значение Вы вкладываете в понятие «музыкальное развитие»?

- Мне кажется, говоря о музыкальном развитии, нужно иметь в виду обогащение внутреннего мира человека звуковыми, музыкальными впечатлениями. И оно актуально для всей жизни человека независимо от возраста. Музыкальное развитие - это бесконечный путь открытий для себя разной музыки, разных авторов и исполнителей. Это бесконечный путь исследования себя в музыке: спеть песню, которая нравится, постучать в барабан, подыграть себе на гитаре или фортепиано…

Музыкальное развитие – это не столько воспитание музыканта, сколько воспитание человека. (Это мысль великого композитора Карла Орфа, который обозначил принципиально отличный от традиционного подход к занятиям музыкой с людьми разных возрастов). Если с этой точки зрения посмотреть на занятия музыкой, то многое видится иначе.

- Насколько музыкальное развитие является важным для ребёнка?

- Многочисленными научными исследованиями доказано, что занятия музыкой влияют на многие аспекты мозговой, психической и психологической активности человека.

- Когда можно (нужно) начинать развивать музыкальные способности малыша? Как правильно это делать?

- На самом деле, возможность для этого появляется ещё до рождения. В сроке 16-недельной беременности будущий малыш уже реагирует на звук. В совокупности с маминой реакцией на этот звук он собирает свой «звуковой букварь». И Михаил Казиник (скрипач, искусствовед, автор оригинальных программ о музыке), как и многие другие исследователи и учёные, говорит о важности этого периода для знакомства с тем, что встретит маленького человечка после рождения.

Было бы здорово, если бы у мамы была песенка именно для этого ребёнка. И мама бы её напевала слушателю, который внутри неё. А потом, после рождения, эта же песенка успокаивала и радовала обоих. Или пара музыкальных произведений, которые очень нравятся маме. И она их слушает или играет довольно часто. И спустя время эта же музыка, окружая малыша, срабатывала бы как знак «Всё спокойно. Всё в порядке».

- Какую музыку лучше всего предлагать для слушания детям?

-Во-первых и однозначно ту, которая маме нравится. Потому что, если звучит «невероятно полезная классика», от которой маме хочется бежать, пользы ребёнку не будет никакой. Однако попробуйте вместе с малышом посмотреть цикл из 12 мультфильмов «Круглый год», и вы поймете, что классика бывает очень даже весёлой и забавной.

Во-вторых, народную и, как вариант, этническую музыку. Речь идёт не о треках «Золотого кольца» или поп-музыке с «лубочными мотивами». Быть может, в вас отзовутся казачьи песни или музыка ансамбля «Вольница»? Или то, что поют Валентина Рябкова или Татьяна Калмыкова и проект «Живая земля». Или наша землячка Ирина Пыжьянова в проекте «Вороново крыло». Или вдруг вам захочется делиться с малышом тем, что поёт Сергей Старостин и Андрей Котов. Или, если хочется музыки без слов, найдите треки Ольги Глазовой, которая играет на гуслях…

В-третьих, рекомендую слушать разную музыку: старинную и современную, с музыкальным сопровождением и без него, вокальную и инструментальную, в исполнении мужчин и женщин, хора, ансамбля и соло, быструю и медленную… И тут встает тема музыкального развития самой мамы. Что она может предложить своему ребёнку? Насколько разную музыку она знает? Какая музыка, по её мнению, хорошая?

Когда мы покупаем для своего ребёнка питание, обувь, коляску, помимо своих финансовых возможностей, как правило, ориентируемся на полезность, натуральность, качество, фирму-производителя. Нужно быть так же внимательны и к тому, какая музыка «вливается» в уши, голову и сердце ребёнка.

- Как и когда проявляется музыкальная одарённость ребёнка? Как её не пропустить?

- Моя практика подтверждает мнение: «Если у тебя есть сердце, значит ты понимаешь музыку. Если у тебя есть голос, значит ты можешь петь!» Я бы продолжила: если у тебя есть желание играть музыку, значит ты сможешь это. Следуя из этого, думаю, что музыкально одарены все люди, просто степень этой одарённости может быть разной.

«Не пропустить» в этом аспекте я понимаю как «дать возможность развиваться». Родителям нужно быть осторожным в высказываниях типа: «Ну, у тебя как у меня - ни слуха, ни голоса!» или «До чего же писклявый у тебя голос»… Эти фразы нередко на всю жизнь «запечатывают» в человеке любое проявление звука.

- В каком возрасте стоит начинать водить малыша на концерты, в театр?

- Стоит быть внимательным к возрастным ограничениям, которые указывают организаторы мероприятий. Очень хочется надеяться, что когда-нибудь и в нашем городе появятся концерты (например, классической музыки в живом исполнении) для возрастной категории 0+, где были бы созданы условия для свободного движения, переползания и вообще нормальной детской реакции на музыку.

- В каком возрасте лучше всего начинать обучение музыке (игре на музыкальных инструментах, вокалу)?

- В возрасте устойчивого, настойчивого, осознанного желания заниматься этим.

- Если ребёнок не хочет заниматься музыкой, что делать? Сразу бросать?

- Думаю, однозначного ответа на этот вопрос нет. Нужно разбираться: почему? Не хочешь сейчас (устал, нездоров)? Не хочешь вообще (не сложились отношения с преподавателем, не понял тему, боишься концерта, появились другие интересы?)

Не всегда решение оставить занятия приносит негативные результаты (незаконченные дела, брошенные на полпути и т.д. )… Нередко это просто пауза, и ребёнок возвращается к занятиям спустя год, три или даже очень повзрослев… Сам факт, что когда-то он занимался этим, помогает начать снова. Это вроде как не «с нуля». Наверное, это лучше, чем отданное родителям на руки «Свидетельство об окончании» и музыка, вычеркнутая из жизни навсегда. Прислушивайтесь к ребёнку. Ваша родительская чуткость не обманет и позволит сделать правильный выбор.

- Если родители не имеют музыкального образования, чем они могут помочь детям при обучении музыке?

- Если маме или папе интересна эта тема, самое время начать учиться вместе! Благо, сейчас для этого много возможностей. И совсем не обязательно выбирать один и тот же инструмент!. Попробуйте, и у вас появится ещё одна возможность для совместного интереса и общих тем. И то, о чём я говорю, - абсолютно реально. Сейчас насчитала 10 таких семей из числа своих учеников!


Наталья Букина


Основы музыкальной культуры дошкольников закладываются не только на музыкальных занятиях в детском саду, огромную роль играет семья. Вот почему в проект "Учимся быть родителями", реализуемый ЦРР «Я САМ» при поддержке гранта Президента РФ были включены и музыкальные мероприятия:

- лекция для начинающих родителей «Какие песни нужны малышу? Мамины песни для здоровья, развития и хорошего настроения» в рамках курса «Скоромама»,

- встреча в Клубе Эффективных Родителей на тему «Музыкальное развитие в семье»,

- мастер-класс по совместному музицированию для детей и родителей.

Ведущей этих мероприятий стала учитель музыки Надежда Дьякова. Ближайшая встреча Надежды Дьяковой с начинающими родителями состоится 23 апреля. Присоединяйтесь! Запись и справки по телефону 8-922-33-000-25 или https://vk.com/klubskoromama