С целью проведения стажировки педагогов в осенние каникулы в СОШ №7 организовали образовательный лагерь «Инженериум». Мероприятие оказалось по-настоящему уникальным для сферы образования, так как на одной стажировочной площадке встретились дети и педагоги.
Открытие лагеря состоялось 26 октября. Актовый зал школы №7 принимал участников лагеря – четыре делегации из Пермского края и Удмуртии, а также команду хозяев, учащихся и педагогов СОШ №7. Всего сто человек, всерьёз интересующиеся инженерными технологиями, собрались в самой высокоразвитой вселенной под названием «Инженериум», чтобы научиться новому, раскрыть свои таланты и обменяться опытом.
Всех гостей поприветствовал директор школы №7 Дмитрий Сергеевич Дядюков:
- Я надеюсь, что в нашем содружестве детей и педагогов найдутся великолепные способы коммуникации, каждый сможет реализоваться в тех мероприятиях, которые пройдут на этой площадке. Мы будем заниматься в группах и индивидуально, и обязательно будем обсуждать все происходящие события. Уверен, что вы многому научитесь и научите своих товарищей, а наше сотрудничество с другими учебными заведениями обязательно продолжится.
Со словами поддержки обратились к гостям и представители муниципальной власти: заместитель по соцвопросам Александр Николаевич Пойлов и начальник Управления О и ПО Чайковского муниципального района Елена Михайловна Остренко, еще раз подчеркнув приоритетность технического направления в современном образовательном процессе.
Поехали!
Старт космическому лагерю был дан, и события стали развиваться с действительно межгалактической скоростью. Наш корреспондент попыталась на несколько дней погрузиться в бурную жизнь «Инженериума». О деятельности педагогов и детей вовремя стажировочной площадки нам рассказала Марина Тюмина, руководитель Пермского регионального отделения МТА.
- Здесь собрались дети и педагоги тех образовательных учреждений, которые являются партнерами школы №7 в реализации проекта «Система естественно-научных практикумов с использованием робототехники». Этот проект школа выиграла в рамках конкурса федеральной целевой программы развития образования. Одним из условий реализации этого гранта являлся поиск партнеров на территории Пермского края и за его пределами. Каждая делегация состоит из пяти взрослых и пяти детей. Весь проект направлен на развитие инженерного мышления, которое на сегодняшний день является наиболее востребованным в экономике, и развивать его нужно буквально с детского сада.
Программа лагеря выстроена в нескольких направлениях. Во-первых, это детская программа, в основном нацеленная на профориентацию. По итогам лагеря состоится фестиваль видеоблогов, которые готовят дети, они фиксируют каждый день на фото и видео. Параллельно педагоги учатся на курсах повышения квалификации «Основы тьюторского сопровождения» и «Робототехника. Базовый уровень».
Этот проект оказался успешным, благодаря тому, что в нем реализуются две идеи: развитие инженерного мышления возможно, если этот процесс сопровождают тьюторы. Поэтому сюда приехали люди, желающие узнать, как сопровождать развитие инженерного мышления.
«День тени».
В рамках лагеря «Инженериум» был реализован проект «День тени», который уже получил мировую известность. Суть проекта в том, что дети старших классов отправляются на предприятия города и становятся буквально «тенью» определенного мастера, специалиста какой-либо профессии. В течение трех часов подростки просто наблюдают за работой, а потом задают вопросы. Так ребенок может погрузиться в профессию, увидеть ее изнутри. В прошедший понедельник 21 участник лагеря побывали на трех предприятиях и в двух учебных заведениях города: Группа компаний «Чайковский текстиль», Чайковские электрические сети, Филиал Русгидро «Воткинская ГЭС», ПНИПУ, и Чайковский техникум управления и промышленных технологий.
Все профессии были из инженерной отрасли. В конце дня состоялся «круглый стол», где дети и взрослые обсуждали проблему выбора будущей профессии. Для многих ребят выбранные ими профессии предстали с другой стороны, они увидели, что любая работа содержит рутинные моменты, что работа инженера сегодня – это в основном работа за компьютером.
«Мастер-град» - 5.
Муниципальная интерактивная образовательная игра проводится в Чайковском уже пятый раз и успела завоевать большую популярность среди детей и взрослых нашего города. В этом году количество детей составило 550 человек, все они получили уникальную возможность попробовать себя в разных профессиях. 42 мастер-класса, представляющих профессии, были проведены на базе Чайковского индустриального колледжа. Для детей это стало настоящим квестом, потому что площадки разместились сразу в двух корпусах колледжа, и чтобы посетить все профессии, нужно было прогуляться по осеннему лесу.
Мероприятие состоялось 28 октября, в субботу, педагоги, прошедшие обучение на тьюторских курсах в школе №7, сопровождали детей. По словам организаторов, в этом году им удалось значительно расширить спектр профессий, появились такие современные инженерные профессии, как оператор дронов, программист робото-технического оборудования, оператор 3-D моделей, организатор робо-квестов, механик электромобилей, робототехник. Активно поддерживают идею профориентации градообразующие предприятия: «Уралоргсинтез», группа компаний «Чайковский текстиль», не первый год представляя свои площадки с мастер-классами.
С 9.00 до 17.00 Чайковский индустриальный колледж превратился в шумный и беспокойный «Город детей». Нужно отметить, что это действительно активные и любознательные жители, им все интересно. Причем мотивы посещения города у всех оказались разные, кто-то пришел «денег» заработать (в Мастер-граде есть своя валюта «ричики»), а кто-то и о пенсии уже подумывает. В любом случае, попробовать все самим, потрогать, создать – это гораздо интереснее, чем узнавать о профессиях от взрослых.
Конечно, во вселенной «Инженериума» в эти дни наблюдалось большое скопление настоящих интеллектуалов, желающих связать свое будущее с высокими технологиями. Мы считаем, что дети – это наше будущее, но при этом живут они в настоящем, рядом с нами, и уже сегодня им нужно самоопределиться, выбрать приоритетное направление в своем дальнейшем развитии. Это невероятно трудная задача для подростков, и взрослые как раз могут помочь с выбором.
Форсайт-сессия.
В рамках «Инженериума» прошло масштабное интеллектуальное мероприятие «Форсайт-сессия». Подробно о новой технологии нам рассказала Марина Тюмина.
- В последнее время технология рапид форсайт (Rapid Foresight – англ.) активно используется в мире для прогнозирования будущего. Участники нашей форсайт-сессии, дети и взрослые, в ходе рассуждений должны были понять, что будущее не предопределено, во многом будущее зависит от того, каким мы его себе представляем, и что мы делаем для того, чтобы оно было таким, как мы хотим. Наш форсайт был маленький, всего 5 часов, как правило, данное мероприятие длится от нескольких дней до полутора лет. В ходе процесса люди обсуждают существующие на сегодняшний день тренды развития технологий, взаимоотношений в обществе, и в итоге рисуют карту будущего. Тема нашего форсайта звучала как «Мир, в котором хочется жить» и «Мои образовательные приоритеты 20+», мы представляли будущее, которое будет через 20 лет. Нужно понимать, что детям 8-9 классов это сделать почти невозможно. Поэтому была проведена серьезная подготовительная работа: накануне мы работали с текстами, смотрели видео о будущем науки, городов, профессий. А сам форсайт начался с просмотра ролика, который разработало агентство стратегических инициатив Сколково «Атлас профессий». В нём показаны профессии будущего. Также у нас были эксперты, представители бизнеса, образования, они тоже рассказывали, как представляют себе будущее в своей сфере.
Это 100% интеллектуальная деятельность, и, возможно, не все были готовы работать интеллектуально. Основные тренды, которые обозначили дети – это автоматизация, роботизация, распространение генно-модифицированных продуктов, индивидуализация в образовании, и другие. Педагогов немного напугало то, что дети пришли к общему выводу, что учитель в том виде как сейчас, уже будет не нужен. Информацию можно будет получать в Интернете. Но школа детям нужна для отношений, для общения. Учитель должен интересоваться не знаниями ребенка, а его личностью. Трудность была в том, что дети рассуждали о будущем, но себя там не видели. Некоторых напугало обесчеловечивание в эпоху сплошной автоматизации. И взрослым было также трудно, так как подсказывать было нельзя, можно было только задавать вопросы. Но польза от такой работы есть, безусловно, дети 5 часов всерьез думали о будущем, они поняли, что мир меняется очень быстро, что человек должен постоянно учиться и главное, не бояться перемен: менять профессию, если это необходимо, место жительства, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Также Марина Владимировна Тюмина руководила курсами повышения квалификации, которые прошли для педагогов. Эта масштабная работа завершилась проблемно-аналитическим семинаром «Стажировка в рамках курсов: возможности и ограничения». Такой формат курсов в Чайковском был проведен впервые, когда практика была соединена с теорией.
По словам Марины Владимировны, это было и сложно, и эффективно.
- Главное, педагоги отметили для себя, что тьюторство – это значимая на сегодня профессия. Далее все участники стажировки будут защищать свои выпускные работы, это может быть рефлексивное эссе, модель учебного занятия, программа индивидуальной профессионализации, или проект. Конечно, часть этих педагогов никогда не станут заниматься тьюторством, так как поняли, что это не для них. А часть наоборот продолжат свое образование и будут применять данную технологию в своей работе. Естественно, у последних возникнет острая потребность обсуждения своих знаний и наработок, для этого школа №7 и создала сетевое сообщество сетевое сообщество «Практикум 7.рф», где уже активно размещаются наработки учителей и педагогов. В будущем педагоги с тьюторской компетенцией будут очень востребованы, так как в образовании сейчас идет упор на индивидуализацию. Для тьютора важен сам ребенок, а не те знания, которые нужно ему дать. В тьюторстве основной акцент делается на мотивацию ребенка. Что сделать, чтобы запустить процесс самообразования, как замотивировать ученика. Главное, объяснить ребенку, зачем нужно вообще учиться. Ведь учебный предмет – это не цель, а средство развития. Если запустить в человеке процесс мотивации, чтобы он захотел, то ребенок подготовится к любым экзаменам, зачетам, контрольным и тестам. И такие примеры тьюторского сопровождения я уже видела. Тьютор – это тот, кто разговаривает с ребятами по-взрослому, и не про учебу, задания и предметы в школе, а про него самого. Кто задает не всегда приятные вопросы, но готов принять любой ответ. Личность ребенка при этом всегда на первом месте.
Директор СОШ №7 Дмитрий Сергеевич Дядюков прокомментировал прошедшее на базе школы мероприятие и рассказал о дальнейших планах.
- Данный формат организации стажировки позволил реализовать апробацию моделей естественно-научных практикумов и тьюторского сопровождения в них, как пример, площадки «День тени» и «МастерГрад». Мы принимали 4 делегации, каждая состояла из 5 взрослых и 5 детей. Особенностью этой стажировки стало как раз совмещение теории и практики. Курсы повышения квалификации по тьюторской практике необходимо проводить совместно с детьми. Одна теория была бы мало эффективной. Для этого и создан был лагерь «Инженериум», здесь у педагогов была возможность проявить полученные тьюторские навыки, а дети развивались, общались, рассуждали и создавали свои творческие проекты. Считаю, что нам удалось достигнуть данной цели. Это подтвердили сами педагоги на итоговом проблемно-аналитическом семинаре. Для детей было создано пространство взаимной коммуникации, где сблизились дети разных территорий. В планах – поездка в Ижевск на соревнования по робототехнике, проведение очередного межрегионального фестиваля «Робофест». Встречи и взаимодействия между детьми разных территорий продолжатся. Сегодня коммуникация – очень важна, когда общение выходит за рамки школы, города, региона. Мы надеемся, что наша коммуникационная сеть «Практикум 7.рф» будет и дальше развиваться. Пока на базе этой площадки идет обмен опытом и общение педагогов, но в дальнейшем мы планируем участие и детей, и родителей, интересующихся робототехникой.
Наглядным итогом, прошедшего в 7 школе лагеря «Инженериум», стало создание общего видеоролика, который сняли и смонтировали сами ребята. Все 7 отрядов показали мир, в котором они хотели бы жить, и этот мир будущего выглядит очень оптимистично. Самое важное, что дети видят проблемы сегодняшнего дня: во взаимоотношениях людей, экологии, образовании, и решительно настроены исправить их в будущем. Для ребят осенние каникулы закончились, но мы уверены, что в этот короткий период и взрослым и детям удалось максимально активизировать мыслительные процессы. Ведь будущее начинается с того, что человек думает, размышляет, сомневается и ищет ответы на свои вопросы. Процесс запущен, и будущее совсем рядом. Каким оно станет, зависит только от человека.
Чайковская школа №7 принимала 4 делегации, каждая из которых состояла из 5 взрослых и 5 детей.
МБОУ Березовская СОШ № 2, Пермский край
МАОУ СОШ № 135 г. Перми
МБОУ Сигаевская СОШ, Удмуртская республика
МБОУ «ИТ - лицей № 24», г. Ижевск
Более 20 проектов было реализовано детьми в ходе «Инженериума».
Татьяна Костарева