15 и 19 января состоялись публичные слушания по внесению изменений в Устав Чайковского муниципального района.

Зачем менять Устав?

К сожалению, публичные слушания по внесению изменений в Устав Чайковского муниципального района прошли в крайне тесном кругу сотрудников администрации, депутатов, глав сельских поселений, нескольких представителей общественности и средств массовой информации. Тем не менее, это не помешало рассмотрению изменений, вносимых в главный документ района. Чуть более массовыми стали слушания в администрации Чайковского городского поселения, но и на них общественность не проявила большой активности.

Все вносимые в Уставы города и района поправки обусловлены изменениями в федеральном законодательстве, в частности, в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ и принятием закона Пермского края от 26 ноября 2014 № 401-ПК «О порядке формирования представительных органов муниципальных образований Пермского края и порядке избрания глав муниципальных образований Пермского края». Так что подобные публичные слушания по вопросу внесения изменений в Уставы пройдут и в других муниципальных образованиях Пермского края и регионах России.

Из-за вступления в силу новых требований федеральных законов изменениям были подвергнуты 17 статей в пяти главах Устава Чайковского муниципального района. Также были проведены множественные поправки лингвистического характера, например, из-за того, что отныне представительный орган района носит официальное название Земское Собрание, ранее же допускалось написание – Земское собрание.

Претерпели изменения и полномочия поселений – часть из них были исключены из ведомства района, часть – из сферы деятельности сельских поселений. Таким образом, из двадцати семи компетенций за сельскими территориями теперь закреплены только восемь, но в финансовом плане они от этого не выиграют. Например, из-за того, что теперь аренда земельных участков на территории сельских поселений относится к полномочиям Чайковского муниципального района, только бюджет Большебукорского сельского поселения понесет убытки в размере более четырех миллионов рублей и рискует стать дотационным. Данное нововведение больно ударило и по «кошельку» Ольховского сельского поселения.

Интересно и то, что теперь для объединения городского поселений и муниципального района нет необходимости в проведении референдума. Типовой проект Устава, рекомендованный Министерством юстиции, предусматривает возможность полной или частичной передачи полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов. Соответствующее решение принимает представительный орган, то есть Земское Собрание Чайковского муниципального района или Чайковская Городская дума.

Проекты Уставов муниципального района и городского поселения были отправлены для проверки в Минюст и Чайковскую городскую прокуратуру, где находятся в стадии рассмотрения. Поэтому проекты, озвученные на слушаниях, нельзя считать окончательными, так как предстоит рассмотрение предложений, внесенных представителями общественности и иных поправок. Изменения вступят в силу только после государственной регистрации Уставов, публикации в приложении к муниципальной газете «Огни Камы» «Вестник местного самоуправления», а также не сайте администрацй города и района.

 

Глава – депутат-контрактник

Фактически Уставы в новых редакциях начнут работать по истечении срока полномочий Городской думы и Земского Собрания, а также действующих глав города и района. А вот после этого выборная система претерпит значительные изменения.

Так, Земское Собрание по-прежнему будет состоять из 15 депутатов (Городская дума из 20 депутатов), которые будут избираться гражданами, владеющими избирательным правом, на 5 лет. Пять лет составит и максимальный срок службы глав Чайковского муниципального района или городского поселения, которых в дальнейшем депутаты будут самостоятельно избирать из своего числа. То есть на территории района глава будет избираться из состава Земского собрания, на территории города – из числа думцев.

Кандидатам на должность главы будет предоставляться слово для выступления на заседании Думы или Земского собрания с оглашением своей позиции и ответов на вопросы депутатов в течение 30 минут. Избранным на должность главы будет являться кандидат, за которого проголосовало большинство от числа избранных депутатов. В случае если на должность будет выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не наберет требуемого для избрания числа голосов, будет проводиться второй тур голосования. Если и во время него претендентам на должность не удастся набрать большинство голосов, через тридцать дней пройдет третий тур голосования. При неизбрании главы в третьем туре выборов в порядке, предусмотренном Уставом, Земское Собрание (Городская дума) принимает решение о самороспуске.

Избранный глава автоматически занимает и должность председателя Земского собрания (Городской думы). С ним заключается контракт сроком не менее чем на два года, но не более пяти лет или не более срока полномочий состава представительного органа, из состава которого он избран.

Условия контракта с главой утверждаются Земским Собранием (Городской думой), в соответствии с требованиями действующих федеральных и краевых законов. Им устанавливается и порядок проведения конкурса на замещение должности главы, общее число членов конкурсной комиссии. При формировании конкурсной комиссии две трети ее участников назначается Земским Собранием (Городской думой), 1/3 часть – Законодательным Собранием Пермского края по представлению губернатора.

Глава имеет право уйти в отставку по собственному желанию, подав письменное заявление о сложении полномочий. После его рассмотрения информация об уходе в отставку должна быть опубликована в СМИ. Также процедуру отставки первого лица района (города) могут инициировать сами граждане.

Основанием для отзыва главы Чайковского муниципального района могут служить только конкретные противоправные решения, либо действия (бездействия) в случае их подтверждения в судебном порядке, – пояснила управляющая аппаратом Земского Собрания Анастасия Треногина. – Голосование по отзыву главы проводится по инициативе населения в порядке, предусмотренном избирательным законодательством. Глава вправе дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для отзыва на собрании граждан, в СМИ. После назначения даты проведения голосования по вопросу об отзыве общественности гарантируется возможность свободного всестороннего обсуждения вопроса, связанного с отзывом, а также предоставляется право беспрепятственной агитации за или против отзыва на собраниях избирателей, в средствах массовой информации.

Глава считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в избирательном округе. Голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие не менее половины избирателей, внесенных в списки избирательных участков Чаковского муниципального района.

На территории Чайковского городского поселения процедура ничуть не отличается.

 

«Это ничего не даст»

Фактически, внесенные изменения должны сократить число выборов, так как не подразумевает процедуры прямых выборов гражданами главы Чайковского муниципального района или городского поселения. Кроме этого теперь население имеет законное основание для инициации процедуры отзыва первого лица. Однако с учетом того, что, в среднем явка, на выборы составляет чуть более тридцати процентов, это кажется такой же утопичной идеей, как и проведение референдума по преобразованию в Чайковский городской округ.

Изменения в Устав не вызвали бурного обсуждения присутствующих, потому что, как мы сказали ранее, слушания не привлекли большое число представителей общественности. Но все же жителями района и города были заданы вполне резонные вопросы:

– Почему бы при принятии Устава не принять решение о самороспуске Земского Собрания и сложении полномочий главы? – высказался один из присутствующих. – А так все, что мы сейчас с вами решаем, произойдет только через четыре года, тогда опять все изменится и ничего этого уже не будет. Это ничего не даст народу.

– Я не знаю, куда мы торопимся в принятии принципиальных решений. В данном случае не приемлема формальная работа над Уставом, – поддержал предыдущего оратора общественник Геннадий Леун. – Логически должен сначала приниматься Устав, затем программа развития района и бюджет. То, что бюджет уже принят – это парадокс, с которым тоже нужно согласиться.

– В Конституции сказано, что единственным источником власти является народ, – подчеркнул Денис Серебров, представитель группы «Непосредственная власть народа». – Не какие-то органы должны одобрять Устав, а народ. Мы делаем эти правила жизни для себя. Если есть процедура отзыва, то она должна быть реальной, а не так, что где-то написано, что необходимо набрать нереальный процент голосов.

Публичные слушания в администрации Чайковского муниципального района

Публичные слушания в администрации Чайковского городского поселения

Общественник Геннадий Леун

Денис Серебров, представитель группы «Непосредственная власть народа»

Немногочисленный состав слушаний по внесению изменений в Устав Чайковского муниципального района