Гражданские права – это те права и свободы, которые принадлежат человеку как члену гражданского общества. Они являются основой конституционно-правового статуса человека и гражданина и определяют возможности участия в политической, социальной и культурной жизни общества. В Конституции Российской Федерации провозглашается право на жизнь, право на свободу, личную и имущественную неприкосновенность и др. Правами и свободами обладают граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства в равной мере.

На наш взгляд, именно проблема реализации гражданских прав – наиболее сложная, противоречивая и значимая в современном российском обществе. Действие гражданских прав, в отличие от иных социальных норм, должно осуществляться путем воздержания государства от посягательств на провозглашенные права и свободы личности. Также острой проблемой является кризисное состояние правовой системы, которая не гарантирует соблюдение гражданских прав. Именно в связи с актуальностью данной проблемы в настоящее время нам хотелось бы немного подробнее рассмотреть ряд гражданских прав и свобод современного человека.

Право на жизнь является, несомненно, самым главным. Это естественное и неотъемлемое право каждого человека. Без обеспечения права на жизнь нельзя говорить о любых других правах и свободах. Прямое отношение к праву на жизнь имеет сокращение детской смертности и увеличение продолжительности жизни. Однако высокая смертность в обществе означает, что государство не обеспечивает жизнь своих сограждан. Важными аспектами гарантии права на жизнь является предотвращение суицидов. По данным СМИ, РФ занимает первое место в мире по самоубийствам среди детей и подростков. Это что же у нас за общество, если в нем не хотят жить дети и подростки? Общество, которое не может защитить своих детей!

Существует также право творческой деятельности. Это право позволяет человеку реализовать свои способности, дает возможность участия в научной деятельности. Наука в обществе определяет уровень экономики и оказывает влияние на всю социальную сферу государства. Степень развития научного прогресса определяет роль России среди других стран. Получается, для того, чтобы быть одной из ведущих стран, нужно делать огромный упор на развитие научной деятельности, привлекать молодежь, давать ей возможность учиться, развиваться, делать открытия.

Недофинансирование российской науки – факт просто вопиющий. Стипендия аспиранта в институтах Академии наук равна 1500 руб. А каково отношение к этому общества? Некоторые утверждают, что уехали неудачники, не сумевшие найти достойного места на родине. Это утверждение заведомо ложно. Многие сделали отличную карьеру и в России – стали профессорами, академиками, руководителями институтов и лабораторий. Они не стали богатыми людьми, если это имеется ввиду под достойным местом на родине, напротив, унизительно низкие зарплаты вынудили их уехать туда, где ценятся талант и квалификация ученого. Можно услышать и другие голоса: да, наука в России умирает. Это грустно, так как одной только констатацией факта науку не возродить. Нужна мощная программа научного подъема, а для этого необходимы огромные вложения. При этом нельзя ограничиваться только одним научным центром. Такие центры должны быть по всей России.

К сожалению, на протяжении последних пяти лет высшие органы власти России систематически дискриминируют «коллективные права» научного социума. Под дискриминацией здесь имеется в виду существенное ограничение не общегражданских, а сугубо профессиональных прав ученых, законодательно принятых российскими властями.

Так как у нас широко распространена дискриминация прав, мы решили провести социологический опрос с тем, чтобы выяснить, знают ли люди, что такое дискриминация и существует ли она в их жизни.

Мы опросили 100 человек: из них 50 человек – студенты и 50 человек – преподаватели ВУЗов и учителя школ. После проведения опроса мы получили следующие результаты.

По первому вопросу о районном коэффициенте мы выяснили, что преподаватели более осведомлены об изменении заработной платы в зависимости от региона в нашей стране, нежели студенты. 56% преподавателей ответили положительно – они знают о районных коэффициентах в нашей стране, а студентов, ответивших утвердительно, оказалось лишь 40%. На наш взгляд, это объясняется тем, что преподаватели уже имеют опыт работы и сталкиваются с районным коэффициентом непосредственно в своей жизни, а студентам это лишь предстоит.

Следующим был вопрос о том, выделяют ли средства на новое оборудование для научной и общеобразовательной деятельности. Мнение студентов и преподавателей в этом вопросе совпали. Большинство студентов (76%) и преподавателей (86%) считают, что им не выделяют средства на новое оборудование, хотя оно необходимо для успешного обучения студентов и для активного развития научной деятельности в общеобразовательных учреждениях и ВУЗах.

Правила, устав и положения на рабочем месте в большей степени устраивают студентов (90%), нежели преподавателей (70%). Это можно объяснить тем, что на преподавателей возлагается большая ответственность, чем на студентов. Большинство студентов не знают о своих обязанностях.

Интересно, что на вопрос о понятии дискриминации прав 94% преподавателей ответили, что они знают что это такое, 6% остаются в неведении. Студенты знают об этом понятии в количестве 78%, что нас очень порадовало. Мы считаем, что такое понятие должно быть известно каждому. 22% студентов еще только предстоит об этом узнать, что мы связываем с их пока еще небольшим жизненным опытом, но рассказать об этом им должно старшее поколение. Нас даже немного удивило, что у преподавателей не 100% положительный результат. По этому вопросу мы можем сказать, что нужно давать больше информации об этом понятии и делать ее более доступной.

На вопрос, куда надо обращаться при ущемлении прав, 52% преподавателей ответили, что они знают, куда – это юридическая консультация, и некоторые даже обращались туда, а оставшиеся 48% преподавателей понятия не имеют, куда надо обратиться. Получается, что почти половина преподавателей не сможет отстоять свои права только лишь потому, что не будут знать, куда им обратиться за помощью! У студентов другие результаты: 34% ответили положительно и 66% остаются в неведении.

58% преподавателей и 34% студентов считают, что дискриминации прав по социальному статусу не существует, 42% студентов и 10% преподавателей затрудняются ответить на этот вопрос, а 24% студентов и 32% преподавателей считают, что в их организации дискриминация по социальному статусу все-таки имеет место.

Устав и коллективный договор существует в общеобразовательных учреждениях и в ВУЗах, и 60% студентов и 88% преподавателей знают о его существовании. 18% студентов и 4% преподавателей считают, что его нет. Остальные просто не знают, есть он или нет. Мы считаем, что устав и коллективный договор должен быть известен каждому сотруднику и студенту, об этом должно заботиться руководство организаций.

Для устранения названных недостатков студенты предлагают соблюдать устав, а преподаватели, в свою очередь, предлагают проводить борьбу с коррупцией и ввести контроль за образовательными программами. Опрос показал, что дискриминация все-таки существует. И что по этому вопросу преподаватели более осведомлены, чем студенты.

Права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции РФ в 1993 году, являются отражением определенного состояния российского общества. С одной стороны, данные права уже существуют в Западной Европе не одно столетие, и Россия оказалась в последних рядах политического прогресса. Но, с другой стороны, провозглашение этих прав еще не означает их реализацию. Да и с момента принятия Конституции прошло менее 20 лет. Много или мало это для создания гражданского общества? Запад шел к утверждению в социальной жизни людей правовых гражданских норм несколько столетий, мы же стремимся решить эту проблему одним махом. Почему-то мы считаем, что если есть в Конституции, то это непременно должно быть реализовано в скором времени. Мы считаем, что это процесс длительный и неоднозначный. Нам кажется, что со временем, когда сложная социально-политическая обстановка в нашей стране стабилизируется, наше государство уделит больше внимания решению вопросов о правах и свободах граждан и попытается ликвидировать все разногласия и противоречия.

Для того, чтобы больше молодежи привлекалось к науке, нужно их заинтересовать в этом. Можно проводить различные научные конференции и конкурсы, в которых студенты смогли бы реализовать свои идеи и показать знания. Чтобы у молодежи был стимул проявлять себя в науке, нужно выделять больше финансовых средств, на которые бы проводилась инновационная политика.

Студенты ЧТИ ИжГТУ Мухина С.С., Русинова Е.А., Табанокова А.С.