В начале января французская марка нижнего белья организовала в парижском музее Орсе рекламный флэш-моб: три девушки, бегающие по музею в разноцветном нижнем белье, составили серьезную конкуренцию произведениям искусства. Ранее подобные акции уже проводились на катке возле Эйфелевой башни и в аэропорту «Шарль де Голль». Однако руководство музея затею рекламщиков совсем не оценило: глава Орсе Ги Кожеваль (Guy Cogeval) отметил, что не было разрешения на видеосъемку в залах музея, и пригрозил подать на компанию в суд, если та не удалит видео со своего сайта.

Несложно заметить, что на видео залы самого Орсе почти не видны, поэтому вопрос о нарушении права на интеллектуальную стоимость стоит не так остро. Однако для второго по значимости музея изобразительных искусств во Франции (после Лувра) это вопрос чести. Ведь после «бельевого» флэш-моба про Орсе еще долго будут говорить не как про одну из лучших в мире коллекций импрессионистов и постимпрессионистов, а как про площадку для скандального модного показа. Хотя если вспомнить, что сам импрессионизм начался со скандала вокруг обнаженной женщины с полотна Эдуарда Мане «Завтрак на траве», то пробежку моделей по музею можно рассматривать как милую постмодернистскую шутку.


Парижу вообще везет с полуобнаженными девушками: еще одна модель прошлась по его улицам — опять же в рекламе производителя нижнего белья, на этот раз немецкого. Создатели рекламы извинились перед Парижем: мол, простите, но на этот раз все взгляды устремлены не на французскую столицу, а на немецкую, представленную томной брюнеткой в розовом белье.


Бразильская телекомпания решила не гнаться за подобной скандальной славой, поэтому в своей акции задействовали одетую модель — зато какую! В аэропорт «Сан-Паулу» явилась сама Жизель Бундхен, невозмутимо уселась на диван и начала щелкать пультом, переключая с футбола на выпуск новостей. В роли телевизионных программ выступали целые команды подготовленных актеров.


В Лондоне ставку сделали не на длинноногих девушек, а на спортивных мужчин: в декабре на вокзале «Виктория» производитель электроники установил огороженную футбольную площадку, на которую стали заходить «люди из толпы». Секрет раскрылся, когда они начали вытворять с мячом различные трюки, а затем сняли лишнюю одежду, оказались в футбольной форме и начали настоящий мини-матч.


Самым же популярным жанром флэш-мобов, несомненно, остаются коллективные танцы и песни. Началось все с ролика Dance, получившего впоследствии Каннского льва: в нем посетители лондонского вокзала внезапно начали танцевать посреди толпы в самых разных стилях. Через год похожий «песенный» флэш-моб был организован в аэропорту «Хитроу», и просмотров он набрал не меньше, чем первый. Собственно, с этих акций в рекламе и началась мода на массовые флэш-мобы.


Другое танцевальное видео поначалу напоминает не флэш-моб, а типичный «детский» ролик YouTube: маленькая девочка танцует на ковре. Потом к ее танцу начинают присоединяться воспитатели, а окончательно секрет раскрывается, когда стена комнаты неожиданно улетает куда-то вверх и танцевать на заднем плане начинают прохожие.

«Песенный» флэш-моб ниже задумывался как корпоративная рождественская открытка, но в итоге набрал более 36 миллионов просмотров.


Успех подобных вирусных роликов говорит о том, что мода на флэш-мобы в рекламе пройдет еще не скоро. Поддерживать ее выгодно и самим рекламщикам: вместо того, чтобы тратить миллионы на создание качественных роликов, достаточно нанять с десяток энтузиастов и придумать более-менее оригинальную идею, чтобы хоть как-то выделяться на фоне других брэндов. В России рекламные флэш-мобы пока не так распространены, но будем надеяться, что отечественные рекламщики не ударят в грязь лицом.